2025-07-03
Введенные в апреле 2025 года ограничения на экспорт редкоземельных металлов в основном касаются неодимовых магнитов, содержащих ключевые элементы, такие как диспрозий и тербий. Это создало заметный разрыв в ценах между внутренним и внешним рынками. За три месяца действия мер цена оксида диспрозия в Европе взлетела до 850 долларов за килограмм (рост на 200%), в то время как внутренние цены оставались относительно стабильными. Китай создал систему полного отслеживания цепочки поставок, максимизируя ценность ресурсов через механизмы экспортного лицензирования.
Воздействие на отрасль распространилось от производителей до конечных потребителей по всему миру. Данные показывают, что каждый электромобиль требует 2-5 кг неодимовых магнитов. После введения ограничений Suzuki была вынуждена приостановить производство компактных автомобилей, а индийские автопроизводители остались с трехдневным запасом. Пострадали и американские военные поставки – каждый истребитель F-35 требует 417 кг редкоземельных металлов.
В период с конца 2025 по 2026 год политика войдет в фазу точной настройки. Китай может увеличить уровень одобрения экспортных лицензий на магнитные материалы с текущих 25% до 40-50%, уделяя особое внимание потребностям таких отраслей, как электромобили и ветроэнергетика.
Двухуровневая система цен станет более выраженной. Ожидается, что к концу 2025 года цена оксида диспрозия за рубежом может снизиться до 650-700 долларов за килограмм, но останется значительно выше докризисного уровня в 425 долларов. Китай укрепляет свои позиции на внутреннем рынке через биржу редкоземельных продуктов, формируя модель “стабильности внутри страны и премиальных цен за рубежом”.
Геополитика станет ключевым фактором корректировки. Китай может создать дифференцированную систему торговых партнеров, предлагая более благоприятные условия экспорта странам, участвующим в инициативе “Пояс и путь”. Эта стратегия ускорит реорганизацию глобальных цепочек поставок.
В 2027-2028 годах акцент контроля сместится с “ограничения объемов” на “контроль технологий”. Китай создаст менее заметные, но более устойчивые барьеры через технические стандарты и права на интеллектуальную собственность. В настоящее время Китай обладает 437 ключевыми патентами в области переработки редкоземельных металлов и производства магнитных материалов.
Интеграция цепочек поставок изменит глобальную картину. К 2028 году в Китае может сформироваться 3-5 глобально конкурентоспособных групп компаний, контролирующих всю цепочку от добычи до производства магнитов. Ожидается усиление конкуренции за международные стандарты.
Региональные сети снабжения частично снизят зависимость, но не устранят ее полностью. Даже к 2028 году доля редкоземельных металлов некитайского происхождения на мировом рынке, вероятно, не превысит 15-20%, сосредоточившись в основном на нишевых применениях. Более вероятен гибридный сценарий “регионального самообеспечения с китайскими дополнениями”.
В 2029-2030 годах глобальная отрасль редкоземельных металлов вступит в фазу трансформации. Технологическое превосходство станет ключевым фактором определения политики. Если Китай сохранит технологическое лидерство, он может выбрать стратегию условного смягчения; в противном случае ему придется досрочно ослабить экспортные ограничения.
Ожидается формирование новых механизмов международного управления. К 2030 году может появиться “Международная организация по сотрудничеству в области редкоземельных ресурсов” под руководством Китая, координирующая квоты на добычу, ценовые диапазоны и передачу технологий. Эта организация будет использовать цифровые технологии для мониторинга всей цепочки поставок.
Долгосрочная траектория китайской политики в отношении редкоземельных металлов будет зависеть от технологических прорывов, развития альтернативных материалов и изменений в международной политико-экономической архитектуре. В любом случае, статус редкоземельных металлов как стратегического ресурса не изменится в ближайшие пять лет, хотя формы и приоритеты контроля будут адаптироваться к меняющимся условиям.